Типичные ошибки при проектировании систем водоочистки машиностроительного завода.
Существуют жесткие требования к качеству сбрасываемой в канализационные сети воды, в том числе цинк - 0,1 мг/л, марганец - 0,1 мг/л, железо общее - 3 мг/л, медь - 0,08 мг/л. Превышение нормативов может быть связано c непониманием полной картины формирования стоков на машиностроительных заводах.
ФАКТ 1 ОШИБОЧНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛОС ТОЛЬКО ДЛЯ ОЧИСТКИ СТОКОВ ОТ РЕГУЛЯРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕХОВ [1]
Может возникнуть ситуация, когда только цех окраски изначально строится c полноценными очистными сооружениями, которые очищают производственные сточные воды. Однако, во-первых, при функционировании всех подразделений предприятия производственные стоки не являются единственными, и, во-вторых, существует немало промежутков времени, когда природа формирования производственных стоков не аналогична режиму производственной деятельности.
Объективно нет никакой возможности учесть «всплески» концентрации загрязняющих веществ (косвенные производственные стоки). Именно поэтому построенные ЛОС не всегда стабильно обеспечивают качество очищенной воды.
ФАКТ 2 ОТСУТСТВИЕ ЛОС ДЛЯ КОСВЕННЫХ СТОКОВ – ПРИЧИНА УХУДШЕНИЯ ОБЩЕГО СТОКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Если вода в предприятиях подается по внутризаводским трубопроводам, изготовленным из оцинкованной или чёрной стали, в ней обязательно присутствуют ионы цинка и железа. Добавляемые в воду ингибиторы коррозии также увеличивают уровень загрязнителей. Кроме того, канализационные системы, выполненные из бетонных колец, никогда не обеспечат стопроцентную изоляцию сточной воды от грунтовых вод, в которых, в зависимости от места расположения завода, могут присутствовать ионы железа, марганца и прочих металлов.
Так как доля производственных стоков на промпредприятии превышает долю всех остальных стоков предприятия, то в период работы завода после прохождения через ЛОС они способны разбавить прочие сточные воды, включая инфильтрат. Как следствие, Водоканал не находит существенных превышений. Однако, во время производственных каникул, которые на предприятиях автопрома длятся более двух недель, ЛОС цеховых сточных вод не работают. Если представитель Водоканала приезжает на отбор проб, то чаще всего он имеет дело с инфильтратом, который немного разбавлен хозяйственно-бытовыми стоками. В этом случае почти всегда фиксируется значительное превышение нормативов.
ФАКТ 3 ЭФФЕКТИВНУЮ ОЧИСТКУ СТОКОВ МОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ВЫПУСКЕ ВОДЫ С ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА
Обязательным условием качественной очистки для таких очистных сооружений является наличие большого аккумулирующего резервуара, который бы нивелировал вклад стока от каждого источника. Также данные очистные сооружения должны проектироваться с учётом режима работы предприятия и режима остановок. Однако проектирование и строительство подобных очистных сооружений является очень дорогостоящим мероприятием, стоимость проекта «под ключ» может превышать миллионы долларов.
Сравнивая различные альтернативы по очистке сточных вод, руководство завода предпочитает выбирать вариант, при котором очистке подвергаются только прямые производственные стоки (чаще всего из соображений экономии остаются на втором плане вопросы охраны окружающей среды). Подобные очищенные стоки не могут стопроцентно компеyсировать весь вал загрязнений, в том числе присутствующих и в грунтовых водах. Кроме того, во время производственных каникул очищенные производственные стоки отсутствуют и не могут внести положительный вклад в разбавление прочих стоков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЛОС ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ
• изолировать сточные воды от инфильтрата. Этому способствуют дренирование производственной площадки, устройство колодцев из пластика, крепление трубопроводов в стенках колодцев через уплотнительные муфты
• использовать цеховых очистных сооружений для переработки стоков, которые образуются во время производственных каникул
• строить цеховые ЛОС с учётом того, что качество производственных стоков может варьироваться в широких пределах (например, предусмотреть дополнительную ступень очистки, которая задействуется в случае залповых сбросов)
• Построить резервуар для отведения аварийных стоков (например, от разгерметизации системы пожаротушения). И впоследствии очистить их на цеховых ЛОС, вместо того, чтобы просто удалять пролитую воду через хозяйственно-бытовую канализацию.
[1]На предприятиях автопрома к таковым относятся стоки от производственного оборудования цеха окраски.
Источник А.М. Сенькин, ООО «Дженерал Моторс Авто», Проектирование систем водоочистки: типичные просчеты